Русскоязычная Япония. Русские в Японии. (mishajp) wrote,
Русскоязычная Япония. Русские в Японии.
mishajp

Category:

Железнодорожный транспорт в Японии

Железнодорожный транспорт в Японии является основным средством перевозки пассажиров в Японии как между большими городами, так и на пригородных линиях.

На большей части Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку пассажирские перевозки осуществляются шестью компаниями Группы Японских железных дорог, которые принадлежали государству до 1987 года. Седьмая — перевозит грузы, покупая у пассажирских компаний право пользования инфраструктурой. Кроме них также существует более 110 железнодорожных компаний, как частных, так и финансируемых региональными администрациями.

27 182 км железных дорог покрывают практически всю территорию страны. Группа Японских железных дорог управляет 20 135 км из этих линий, остальные принадлежат местным компаниям. Железные дороги Японии перевозят 23 млрд пассажиров, и 46,2 миллионов тон грузов ежегодно(по состоянию на 2008-й год). Для сравнения, в России 86 тыс. км железных дорог, и они в том же году перевезли 1,3 млрд пассажиров и 1304 миллионов тон грузов.

В городах Иокогама, Киото, Кобе, Нагоя, Осака, Саппоро, Сендай, Токио и Фукуока действуют системы метрополитена. Однако, в отличие от Европы, большая часть пассажиропотока приходится на наземные электрички, имеющие хорошо-разветвлённую городскую сеть. Также многие города имеют трамвайные и монорельсовые системы.



В Японии была построена первая в мире высокоскоростная железнодорожная линия — Синкансэн, который к сегодняшнему дню связывает крупнейшие города Японии на скорости до 300 км/ч. Однако поезда, следующие по обычным линиям, можно лишь относительно назвать медленными, так как они движутся в основном со скоростью 130 км/ч.

Японские железные дороги перевезли 46,2 млн тонн товаров в 2008 финансовом году[3]. Их доля в национальных грузоперевозках — всего 0,84 %.

1872 — Открылась первая в Японии железная дорога между станцией Симбаси в Токио и Иокогамой протяжённостью 29 км[1].
1881 — Основана «Ниппон тэцудо» — первая частная железнодорожная компания в Японии
1882 — Открыта «Канъэй хоронай тэцудо» — первая железная дорога на Хоккайдо
1888 — Открыта «Иё тэцудо» — первая железная дорога на Сикоку
1889 — Открыта «Кюсю тэцудо» — первая железная дорога на Кюсю
1889 — Завершена Главная линия Токайдо
1893 — Построен первый паровоз японского производства — класса 860.
1895 — Открыта первая в Японии трамвайная система в Киото
1895 — Япония оккупировала Тайвань и захватила железную дорогу Тайваня
1906 — Открыта первая железная дорога на Южном Сахалине
1906 — Южно-Маньчжурская железнодорожная компания перешла в собственность Японии
1906—1907 — Национализация 17-ти частных железнодорожных компаний
1914 — Открыта станция Токио
1925 — Достроено кольцо линии Яманотэ в Токио
1927 — Открыт токийский метрополитен, первый в Азии
1942 — Открыт тоннель Каммон, соединяющий Хонсю и Кюсю
1945 — Закончилась вторая мировая война, в ходе которой железные дороги были значительно повреждены
1949 — Японские государственные железные дороги преобразованы в Японские национальные железные дороги (ЯНЖД)
1956 — Завершена электрификация Главной линии Токайдо
1958 — Отправился в первый рейс из Токио в Осаку экспресс-электропоезд «Кодама»
1960 — Запущен скоростной дизель-поезд «Хацукари» из Токио в Аомори
1964 — Открыта первая линия синкансэна между Токио и Осакой
1975 — Списаны все магистральные паровозы (маневровые использовались до 1976 года)
1980 — Принято постановление о реконструкции ЯНЖД, малодеятельные линии были закрыты
1987 — ЯНЖД приватизированы, образована Группа Японских железных дорог
1988 — Открыт тоннель Сэйкан, связывающий Хонсю и Хоккайдо
1988 — Открыт мост Сэто, соединяющий Хонсю и Сикоку

Группа Японских железных дорог

Группа Японских железных дорог — группа компаний, между которыми в 1987 году были разделены Японские национальные железные дороги (англ.). Она лежит в основе сети железных дорог Японии, управляя почти всем междугородним железнодорожным сообщением и значительной частью пригородных железных дорог.
Шесть пассажирских компаний ГЯЖД разделены по регионам, однако многие поезда дальнего следования уходят за пределы дороги формирования. Грузоперевозки принадлежат Японской грузовой железнодорожной компании, которая управляет всей грузовой сетью бывших ЯНЖД.

На долю следующих 16 компаний приходится 2870,1 км железных дорог и пассажирооборот 9,5 млрд пассажиров в год:

Экспресс типа «Romacecar» компании Одакю
Tobu Railway
Seibu Railway
Keisei Electric Railway
Keio Corporation
Odakyu Electric Railway
Tokyu Corporation
Keikyu Corporation
Tokyo Metro
Sagami Railway
Nagoya Railroad
Kintetsu Corporation
Nankai Electric Railway
Keihan Electric Railway
Hankyu Corporation
Hanshin Electric Railway
Nishi-Nippon Railroad

Операторов остальных железнодорожных дорог можно разделить на:
Принадлежащие городам,
Компании «третьего сектора»,
финансируемые совместно региональными администрациями и частными компаниями и
Другие небольшие частные железнодорожные компании.

Железная дорога Японии состоит из:

22 313 км Капской колеи (1067 мм), из которых 13 280 километров электрифицировано;
3 978 км Европейской колеи (1435 мм), полностью электрифицирована;
96 км Шотладской колеи (1372 мм), полностью электрифицирована;
48 км Узкой колеи (762 мм), полностью электрифицирована.

Фактически стандартом на железнодорожной сети Японии является ширина колеи 1067 мм, почти на треть уже, чем в России. Дороги для синкансэна строились с европейской колеёй — 1435 мм. Железные дороги с другой шириной колеи малораспространены и используются лишь там, где нет необходимости выхода на существующую жд сеть.

В Японии используются электрификация постоянным током с напряжением 1500 В и переменным с напряжением 20 кВ для обычных линий; для синкансэна — 25 кВ переменным током. Некоторые частные линии электрифицированы постоянным током напряжением 600 В и 750 В. Частота переменного тока равна 60 Гц в западной части Японии и 50 Гц в восточной.

Категории поездов

Пригородные поезда и поезда дальнего следования обычно разделяются на несколько категорий, в зависимости от количества остановок.

Поезд, останавливающийся на каждой станции, называется «обычным» (яп. 普通列車 фуцу: рэсся) или «со всеми остановками» (яп. 各駅列車 какуэки рэсся).

Поезда побыстрее классифицируются как
«ускоренные» (яп. 快速 кайсоку),
«экспрессы» (яп. 急行 кю:ко:) и
«скорые» (яп. 特急 токкю:)

проезд в них может осуществляться за дополнительную плату в зависимости от политики компании.

На железных дорогах с большим числом типов поездов используются приставки типа «полу» (準), «пригородный» (区間) и т. д.

Например, на линии Исэсаки компании Тобу поезда делятся на «со всеми остановками», «пригородный полуэкспресс», «полуэкспресс», «пригородный экспресс», «экспресс», «ускоренный», «пригородный ускоренный» и «скорый».

Как правило, поезда дальнего следования имеют собственное имя, которое используется повсеместно вместо номера поезда.

Билеты и оплата проезда

Обычно проезд на поездах в Японии осуществляется по одноразовому билету.

Он проверяется турникетом или контролёром как на станции отправления, так и на станции назначения.

Билет действует независимо от количества пересадок.

При путешествии на дальние расстояния разрешается сделать неограниченное количество остановок в пути по всему маршруту, с учётом срока действия билета.

За исключением коротких железных дорог и некоторых трамвайных систем с фиксированной стоимостью проезда, цена рассчитывается в зависимости от расстояния или количества зон проезда. Детский билет для детей от 6 до 12 составляет половину взрослого. Последнее время в крупных городах начинают применяться карточки предоплаты, такие как Suica и PiTaPa, благодаря которым пассажирам не нужно рассчитывать цену по сложным таблицам стоимости перед каждой поездкой.

Проезд на определённых поездах может потребовать покупку дополнительного билета за отдельную плату:

Билет поезда Хикари

Доплата за проезд в экспрессе (яп. 急行料金 кю:ко: рё:кин)
Доплата за проезд в скором поезде с местом (яп. 特急料金 токкё: рё:кин)
Доплата за проезд в скором поезде без места (яп. 自由席特急料金 дзию:сэки токкё: рё:кин)
Доплата за проезд с местом во всех остальных поездах (яп. 指定席料金 ситэйсэки рё:кин)
Доплата за проезд в вагоне повышенной комфортности (яп. グリーン料金 гури:н рё:кин)
Доплата за проезд в спальном вагоне (яп. 寝台料金 синдай рё:кин)

Также специально для туристов существует проездной билет «Джапан рэйл пасс»,
который позволяет совершать неограниченное количество поездок на поездах компаний Группы Японских железных дорог, в том числе на синкансэнах.

Всем железнодорожным и трамвайным линиям в Японии присвоено уникальное наименование.

Имена линий могут происходить от конечного города или города вдоль линии (например «Линия Такасаки» идёт в город Такасаки), от имени региона (например «Главная линия Тохоку» проходит через регион Тохоку), от аббревиатуры префектур или городов (например «Линия Гоно» соединяет Госёгавару и Носиро), или от направления линии (например «Линия Тодзай» означает Восток-Запад).

Линии были единицей реструктуризации Японских национальных железных дорог в 1980-х, в ходе которой слишком убыточные линии были закрыты.
Это спасло некоторые безымянные ответвления магистральных линий, которые были бы упразднены, если б имели имя.

Железные дороги в японской культуре

Пунктуальность

Японские железные дороги — одни из самых точных в мире.
Среднее время опоздания на Токайдо-синкансэне в 2010 году составляло лишь 30 секунд.

Когда поезда опаздывают более чем на 5 минут, дежурный по станции извиняется за задержку по репродуктору, и пассажир может получить «свидетельство о опоздании» (яп. 遅延証明書 тиэн сё:мэйсё), которое затем предъявить на работе или в школе для подтверждения уважительной причины своего опоздания.

Японские пассажиры сильно полагаются на железнодорожные перевозки и считают само собой разумеющимся, что поезда приходят вовремя.

Когда поезд опаздывает на час или более, об этом может даже появиться заметка в газете.

Однако, из-за таких строгих нормативов железнодорожный персонал находится под постоянным давлением общества,
что может привести к таким катастрофам, как крушение в Амагасаки в 2005.

Поезда и преступность

Одним из широко известных преступлений, совершаемых в поездах, является «распускание рук» (яп. 痴漢 тикан, «развратник», «пристающий к женщинам»), которому способствуют переполненные в час пик вагоны и нежелание людей попросить помощи.

Лишь в 2004 году был зафиксирован 2201 случай приставаний, что значительно больше, чем в предыдущие годы.

Для борьбы с этим явлением железнодорожные компании включают в некоторые поезда вагоны только для женщин (обычно в течение утреннего часа пик и поздно вечером).

К другим значимым преступлениям, совершённым на железнодорожном транспорте в Японии можно отнести убийство премьер-министра Хары Такаси на станции Токио в 1921 году, подрыв поезда на станции Митака в 1949 году и зариновую атаку в токийском метро в 1995.

«Зайцы»

В японском языке существует несколько выражений для обозначения безбилетного проезда.
Одно из них — Сацума-но ками (яп. 薩摩守, «Глава провинции Сацума»).

Это отсылка к одному из правителей Сацумы — Тайре Таданори, члену могущественного рода Тайра, который упоминается в повести о доме Тайра. Его имя, Таданори (яп. 忠度), произносится также, как и слова, означающие «ехать бесплатно» (яп. 只乗り).

Другое выражение — кисэру дзёся (яп. 煙管乗車 кисэру дзё:ся).
Это отсылка к кисэру — японской курительной трубке, имеющей длинную пустую секцию из бамбука между чашкой и мундштуком, сделанными из металла.
Основанная на ассоциации металла с деньгами, кисэру дзёся — это практика использования одного билета для входа на станцию и другого для выхода, с длинным неоплаченным промежутком в середине.

Суицид

Прыжок под поезд — один из самых распространённых способов совершения самоубийства в Японии: на него приходится ≈2000 смертей в год, 6 % от общего числа самоубийств. Его относительная популярность объясняется простотой совершения и кажущимся отсутствием неприятностей семье самоубийцы, однако железнодорожные компании часто предъявляют семьям требования компенсации за убытки, вызванные простоем поездов.

В надежде снизить количество смертей, железнодорожники окрашивают переезды в ярко-зелёный цвет, который, по мнению психологов, должен остановить будущего самоубийцу и устанавливают голубые светодиоды для подсветки станций, которые должны успокоить потенциальных прыгунов.

На станциях Эбису и Мэгуро линии Яманотэ в Токио установлены первые специальные заграждения, не позволяющие пройти к краю платформы, пока поезд не остановится. К 2017 году ими планируется обустроить все станции линии.

Экибэн

Важная часть японской железнодорожной романтики — это экибэн (яп. 駅弁), привокзальное бэнто.

Первые коробки с обедом начали продаваться на станции Уцуномия и имели мгновенный успех.

Многие станции по всей стране вскоре стали делать специальные бэнто, включающие в себя местные кулинарные особенности, такие как морепродукты, мясо или овощи.
Tags: железные дороги Японии
Subscribe

  • added_photos

    added_photos Posted by Михаил Мозжечков on 9 июл 2018, 10:14

  • added_photos

    added_photos Posted by Михаил Мозжечков on 9 июл 2018, 10:13

  • added_photos

    added_photos Posted by Михаил Мозжечков on 7 июл 2018, 10:29

promo mishajp november 27, 2011 01:54
Buy for 200 tokens
В ленте новостей очень редко но бывает реклама. Если вы работаете или делаете свой бизнес в Японии, то эта реклама для ВАС. Если вы продаете товары и услуги, связанные с Японией, то эта реклама для ВАС. Пишите, спрашивайте. mishajp@gmail.com
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments